Презентация опыта педагогов
"Использование конструктора Lego в работе с дошкольниками с ТНР" Вахитова Г.М., воспитатель группы для детей с ТНР, 1 кв. категории
Введение ФГОС и ФОП предполагает использование новых развивающих технологий в образовательном процессе. Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является системно - деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. Такой подход легко реализовать в образовательной среде ЛЕГО, так как ЛЕГО позволяют ребёнку думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться. Конструктор позволяет взаимодействовать взрослому и ребенку в различных видах деятельности: игровой, познавательно - исследовательской, коммуникативной и конструировании.
Использование ЛЕГО - конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности: конструирование находится в образовательной области «Познание» и интегрируется с образовательными областями «Коммуникация», «Труд», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Безопасность».
Каждый ребёнок любит и хочет играть, но не каждый, может научиться это делать самостоятельно. Учеными доказано, что дети ТНР, требуют более внимательного и целенаправленного руководства игрой со стороны педагога. В то же время, как показали экспериментальные исследования, проделанные отечественными педагогами, игра в ЛЕГО эффективно содействует развитию и детей с нормальным развитием.
Особая значимость ЛЕГО на формирование речи, состоит в том, что любое действие с конструктором оказывает положительное влияние на формирование мыслительных процессов, он обладает большим диапазоном для развития всех психических процессов, а так же, формирует волю детей, умение рассуждать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
Тренируя пальцы, ребенок оказывает мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, на развитие речи. Поэтому применение ЛЕГО - технологий, ориентировано на развитие мелкой моторики, и являются незаменимыми в коррекционной работе.
Наборы «ЛЕГО» зарекомендовали себя во всём мире как образовательные продукты, удовлетворяющие самым высоким требованиям гигиеничности, эстетики, прочности и долговечности. В силу своей педагогической универсальности они оказываются наиболее предпочтительными наглядными пособиями и развивающими игрушками.
В работе с детьми ТНР наравне с традиционными методиками обучении используем и конструктор ЛЕГО в коррекционно-развивающей работе, данную работу провожу в образовательной и совместной образовательной деятельности с детьми. Сама тематика деятельности разработана в соответствии с календарно-тематическим планированием.
Освоение Лего- конструктора ведется последовательно от простого к сложному. Сначала с детьми исследуем детали конструктора: размер, форму, цвет, рассматриваем детали, из чего они сделаны, на этом этапе помогли игры: «Чудесный мешочек», “Найди такую же деталь, как на карточке”, “Угадай, где такая деталь”, «Разложи детали по местам» и т.д. Затем, выполняем постройки с помощью наглядной модели из крупного конструктора и небольшого количества деталей (5-7) с последующим увеличением деталей, где учились анализировать образец и соотносить с ним свои действия (например: «Ворота», «Заборы», «Домики» и т.д.).
Далее учились конструировать по схемам, для этого использовали образец на карточках, которые имеются в наборах конструктора. Дети делали анализ образца, изображенного на карточке, подбирали необходимые детали, а затем воспроизводили постройку.
На следующем этапе, усложняли виды предлагаемых построек с помощью увеличения деталей и составления схем с использованием различных видов конструктора.
Перед выполнением модели обязательно проводили пальчиковую гимнастику, а так же физкультминутку, которые подбираются с учетом темы совместной деятельности
Конструкторы ЛЕГО используются так же в играх разнообразной направленности:
–диагностика (свободная конструктивно-игровая деятельность позволяет не только быстрее установить контакт между педагогом и детьми, но и полнее раскрыть некоторые особенности ребенка с точки зрения сформированности эмоционально-волевой и двигательной сфер, выявить речевые возможности ребенка, установить уровень коммуникативности);
–дидактические игры (использование их для проведения упражнений с целью развития и коррекции речи и психических процессов у детей, развития интереса к обучению, формирования коммуникативной функции);
–в ходе театрализованной игры у ребенка появляется возможность создать собственного героя и наделить свой персонаж теми качествами, которыми он хочет. Игры создают условия для развития речи, творчества и благоприятно влияют на эмоциональную сферу. Посредством героев сказки, выполненных своими руками, ребенку легче раскрыть свои индивидуальные особенности.
Основным компонентами работы с применением ЛЕГО - технологий является:
- конструирование декораций, моделей с последующим их описанием;
- воспроизведение действий персонажей с озвучиванием
- использование сконструированных моделей для развития лексико-грамматической составляющей речи.
С поделками из конструктора ЛЕГО ребенок может играть, ощупывать их, не рискуя испортить. Конструктор безопасен, у ребенка руки остаются чистыми, а убрать поделки можно легко и быстро.
При использовании конструктора ЛЕГО у ребенка получаются красочные и привлекательные конструкции вне зависимости от имеющихся у него навыков. Он испытывает психическое состояние успеха. Сам конструктор ЛЕГО не вызывает у ребёнка негативного отношения и вся коррекционно-развивающая работа воспринимается им как игра.
Поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу, на ковре, и даже на стене, ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей.
При работе с ЛЕГО хорошо отрабатывать грамматические конструкции: согласование числительных с существительными (сколько в твоём домике окошек? сколько ягодок на кустике?). При создании построек по определенной сюжетной линии дети учатся правильно соотносить «право», «лево», «сзади», «спереди», «под», «над», различать понятия «между тем-то и тем-то» т.д., тем самым формируется понимание пространственных отношений между предметами.
Работа по лексическим темам с помощью ЛЕГО - конструктора, даёт возможность детям с ТНР запоминать новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы. Лучше всего, у таких детей, накопление словаря происходит через увиденное и осознанное.
Конструирование фигур животных помогает детям научиться выделять части целого и отработке падежных окончаний (котёнок без чего? – без хвоста). Составление частей разных животных помогает развивать понимание образование сложных слов (игра «Волшебный зоопарк» где соединяется голова крокодила и туловище тигра и получается крокотигр).
При игре «Квартира» ребёнок выполняет инструкцию педагога. Положить кубик под стол, на кровать, между столом и креслом.
Применение дидактических упражнений с использованием ЛЕГО – элементов достаточно эффективно при проведении занятий по подготовке к обучению грамоте. Использование конструктора упрощает работу по анализу и синтезу слогов. Также можно использовать конструктор в формировании графических образов букв.
Используя ЛЕГО в процессе постановки звуков, скрашивает порой неприятные, болевые ощущения ребенка, вызванные монотонностью постановки звуков.
Например: постановка звука Р - может растянуться на долгий срок. Можно предложить сделать из ЛЕГО трактор или другую машину и придумать небольшую сказку (у королевы красивой речи сломалась ее любимая машина, а ей нужно вернуться в королевство.Помоги ей.) Чтобы завести машину, нужно завести моторчик. Подобные приемы направлены на формирование интереса к обучению, снятию негативного отношения.
Работа по лексическим темам с помощью ЛЕГО – конструктора имеет широкий выбор и даёт возможность детям запомнить новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы. Лучше всего у таких детей накопление словаря происходит через увиденное и осознанное.
В работе по формированию связной речи так же можно использовать ЛЕГО: при пересказе, составлении рассказов, диалогов.
Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объектному образу декораций из конструктора, помогает ребенку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развернутым и логичным.
Составление рассказов по построенным декорациям помогает детям проследить пространственно-временные отношения необходимые для связности высказывания.
Из этого можно сделать вывод коррекционного влияния ЛЕГО на детей. Я перечислила только некоторые из возможных вариантов использования данного конструктора в процессе коррекции звукопроизношения, развития речи и подготовки к обучению грамоте.
Конструктор ЛЕГО помогает детям воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлеченно работая и видя конечный результат.
Применение ЛЕГО – технологий на логопедических занятиях позитивно отражается на качестве коррекции и обучения, так как способствует следующим характеристикам:
- развитию лексико-грамматических средств;
- формированию грамматической составляющей речи (согласование числительных с существительным, словообразование глаголов);
- формированию и развитию правильного длительного выдоха;
- постановке и автоматизации звуков в ходе игры (выстраивание лесенок, дорожек, по которым ребенок «походит» называя соответствующие слоги с лова);
- формированию графического образа букв при обучении грамоте, а так же развитию тактильных ощущений, играя с закрытыми глазами);
- овладению звукобуквенным анализом составом слов (применяются кубики с традиционным цветовым обозначением гласных - согласных, твёрдых – мягких звуков);
- формированию произносительной ориентировки, схемы собственного тела;
- развитию и совершенствованию ВПФ;
- тренировке дифференцированных движений пальцев и кистей рук.
Поскольку коррекционная работа проводится не только над «внешним», речевым, дефектом ребенка, но и над его коммуникативными навыками, а также над изменением личностных особенностей, одним из самых эффективных методов восстановления коммуникации в процессе диалога является ЛЕГО - игра (игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры).
Считаю, что работа по развитию речи с применением ЛЕГО - технологий делает коррекционно-развивающий процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению необходимого материала.







Наставничество в ДОУ — это форма профессиональной адаптации молодых педагогов, которая предполагает передачу знаний, умений и навыков от более опытного специалиста к начинающему.
Приказ о наставничестве 2024-2025 гг.
Современная форма взаимодействия с родителями детей ОВЗ на примере "Лекотеки" Федирко Э.И.
Современная форма взаимодействия с родителями детей ОВЗ на примере "Лекотеки" Федирко Э.И.
Положение об организации деятельности Лекотеки
Тематическое планирование учителя-логопеда
Тематическое планирование педагога-психолога
Тематическое планирование музыкального руководителя
Тематическое планирование инструктора по физической культуре
Логопедическое представление на ребенка, посещающего Лекотеку
Психологическое представление на ребенка, посещающего Лекотеку
Лист диагностического обследования группы детей, посещающих Лекотеку
Материалы по реализации Инновационной площадки
Наш детский сад является инновационной площадкой для реализации образовательного проекта федерального уровня "Картинная галерея в детском саду".
Благодаря включению инновационной площадки в наш детский сад, ребята могут познакомиться с известными художниками и их произведениями.
А дети старшего возраста знакомятся не только с картинами, но и учатся слышать и слушать оживающие звуки мира искусства. Сегодня они угадывали звуковые загадки, а потом сами превратились в художников. Участие в инновационной площадке «Картинная галерея в детском саду» имеет большое значение для развития детей. Он помогает им лучше понимать искусство, развивать творческие способности и расширять кругозор. Кроме того, участие в проекте позволяет детям почувствовать себя настоящими художниками и получить удовольствие от процесса творчества.
Приказ о присвоении статуса инновационной площадки
Положение об инновационной площадке
Наш детский сад активно сотрудничает с социальными институтами города: МБОУ "Школа №14", МБУ "Музейно-выставочный комплекс "Музей Норильска", МБУ "Централизованная библиотечная система", КГБ ПОУ "Норильский педагогический колледж"
Договор о сотрудничестве с МБОУ "Школа №14"
План взаимодействия между СШ №14 и ДС 45
Соглашение о сотрудничестве с МБУ "Централизованная Библиотечная система"
План культурно-массовых мероприятий в МБУ "Библиотека Семейного чтения №3"
Соглашение о сотрудничестве с МБУ "Музейно-выставочный комплекс "Музей Норильска"
План занятий с дошкольниками в МБУ «Музейно-выставочный комплекс «Музей Норильска»
Договор о сотрудничестве с КГБ ПОУ "Норильский педагогический колледж"
«Взаимодействие педагога-психолога и воспитателя в адаптационный период с детьми раннего возраста» Н.Ф. Пашкевич, воспитатель группы раннего возраста, 1 кв. категория
Поступление ребёнка в дошкольное учреждение – один из сложных периодов в жизни малыша и родителей. Это экзамен его здоровью, психики, эмоционального и физического развития. От того, насколько успешно адаптируется ребенок к ДОУ, будет зависеть не только его пребывание там, но и успешность дальнейшего обучения в школе.
Адаптация – это приспособление организма к изменившимся условиям жизни, к новой обстановке. А для ребёнка детский сад, является новым пространством, где он встречает много незнакомых людей и ему приходиться приспосабливаться. Все это определяет актуальность и практическую значимость данной темы.
Часть детей адаптируются к детскому саду относительно легко, и негативные моменты у них уходят в течение 1-3 недель. Другим несколько сложнее, и адаптация тогда длиться около 2 месяцев, по истечении которых их тревога значительно снижается. Если же ребёнок не адаптировался по истечении 3 месяцев, такая адаптация считается тяжелой и требует помощи специалиста - психолога.
Также на этом этапе педагог-психолог может подготовить следующие документы:
-согласие на психологическое сопровождение и проведение психологической диагностики
-родительская анкета
-заполнение социального паспорта ребенка
Основная цель нашей работы в этот период – заслужить доверие ребенка. Помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее. А уверенным малыш будет, если узнает и поймет, что за люди его окружают; в каком помещении он живет и т. п. Решению этой задачи посвящается все первое полугодие.
Чтобы процесс адаптации проходил успешно, совместно с педагогом- психологом работали по трём направлениям:
- Создание условий в группе в соответствии с ФОП ДО.
- Взаимодействие с родителям (беседа, анкетирование, наблюдение за ребенком, развивающие игры)
.- Использование различных адаптационных методов и приемов.
Педагог-психолог помогает воспитателям перестроиться на работу по адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению, дает общие рекомендации по ведению документации, передает воспитателям всю информацию о ребенке, которая была получена из беседы с родителями или анкеты. Это помогает построить работу с вновь пришедшим воспитанником на основе учета личностных особенностей, его опыта и привычек. Так же помогает подготовить картотеку рекомендуемых игр с детьми в адаптационный период, оказывает помощь педагогам в режимных моментах, особенно при сборах на прогулку и возвращение с неё
Во время адаптационного периода особое внимание мы уделяем созданию эмоционально благоприятной атмосферы в группе с целью формирования чувства уверенности у каждого ребенка:
-создавали у детей положительную установку,
-формировали положительное впечатление во время пребывания в детском саду.
В группе был организован щадящий режим дня, создана комфортная предметно-пространственная развивающая среда с целью облегчения адаптации, которая способствовала снижению стресса у детей.
Предметно – пространственная среда нашей группы включает в себя игровые центры: конструирования, наблюдения, есть спортивный, музыкальный центр, уголок экспериментирования: для игр с песком, водой; строительные наборы. Все это делает развивающую среду особенно привлекательной для малышей.
Созданный уголок уединения и ширмы позволяют уединиться, провести несколько мгновений в тишине, рассмотреть картинки, поиграть с игрушкой, полежать на подушках. Имеется большой подбор игрушек: куклы, коляски, машины, которые помогают справиться с напряженной ситуацией в период привыкания. Комплекты игрового и дидактического оборудования доступны, размещены так, чтобы малыш мог подойти и взять понравившуюся игрушку.
В адаптационный период предпочтение отдавали индивидуальным формам работы. Работа с небольшими подгруппами детей (3-4 ребенка).
Во время режимных моментов учитывали индивидуальные особенности детей, их привычки и предпочтения. Организовывали и предлагали разнообразную деятельность каждому ребенку в течение дня, такую как:
- Игры с песком и водой (детям предлагались небьющиеся сосуды разного объема, ложки, воронки и малыши переливает воду из одной емкости в другую).
- Сенсорные игры (центр Фребеля, учим детей нанизывать кольца пирамидки или шариков с отверстием на шнур).
- Пальчиковые игры (с резиновой игрушкой-пищалкой, где ребенок сжимает и разжимает кисть руки и слушает, как пищит игрушка).
- Речевые игры (песенки, потешки, прибаутки).
- Рисование карандашами и красками, работа с пластилином.
- Слушание негромкой, спокойной музыки.
С целью безболезненной адаптации ребенка к условиям ДОУ применяли такие формы и методы адаптации детей как:
-элементы телесной терапии (объятия, поглаживания, игры на коленках(если ребенок плачет, капризничает, недомогает – его можно взять на ручки, погладить поцеловать, прижать к себе и ребенок успокаивается), пальчиковые игры). Прикосновение стимулирует выделение мозгом гормонов, способствующих росту ребенка. Любовь взрослых, ее проявление влияет также на формирование нервных связей. С помощью телесно-ориентированной терапии улучшается самочувствие малышей.
-Если ребенок привык дома засыпать с любимой игрушкой, то рядом в кровати игрушка. Во время засыпания ласкали ребенка, садились с ним рядом, пели колыбельную песенку. Именно, таким образом нами создавалась возможность для облегчённого приобщения ребенка к условиям и требованиям новой среды.
-элементы театрализованной деятельности, (показ настольного театра, где дети с большим удовольствием слушают, сопереживают героям, радуются за них).
- релаксационные игры. (Релаксация – это снятие напряжения, расслабление, отдых. За основу упражнений по релаксации были взяты приемы по дыхательной гимнастике, мышечному и эмоциональному расслаблению).
- слушание музыки и развитие движений. (музыка рано начинает привлекать внимание детей и вызывает у большинства из них постоянный интерес, они ищут источник звучания, ждут звуки музыки при виде металлофона, колокольчика или других музыкальных инструментов).
- игровые методы взаимодействия с ребенком. (В адаптационный период отдавали предпочтение играм, направленным на неожиданный эффект: «Выдувание мыльных пузырей», игры с воздушными шарами, «Поймай солнечного зайчика».Коллективные и подвижные игры: «Пузырь», «Ножки», «Зайка» и т. д., которые формируют эмоциональный контакт, доверие детей к воспитателю, а также развивают координацию движения, переключают внимание, удовлетворяют потребность малышей в движении. Общность движений и игровых интересов усиливают радостные переживания и эмоциональный подъем.
Во время адаптации и пребывания детей в детском саду педагог-психолог вела наблюдение за их поведением. Данные наблюдений фиксировала в индивидуальных листах адаптации. По итогам были составлены таблицы, в которых были зафиксированы данные на каждого ребенка по всем периодам адаптации.
В период адаптации – тяжело не только детям, но и родителям
Успешная адаптация ребенка к условиям ДОУ во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Единство требований со стороны взрослых, любовь и терпение, квалифицированный подход к детям в адаптационный период, игры, образовательная деятельность, делают пребывание ребенка в детском учреждении интересным, радостным и полезным.
В связи с этим работу с семьей мы начали с :
-изучения семейного воспитания (это первичное знакомство с родителями малышей, которое проводится в форме анкетирования и направленного на изучение специфики семьи: условий жизни, состава семьи, возраста родителей, уровня их подготовленности в вопросах воспитания).
- максимальное сближение режима дня ребенка в семье с режимом ДОУ.
Для того чтобы создать оптимальные условия для развития детей наряду с традиционными формами работы, мы практикуем и нетрадиционные формы работы с семьей, такие как:
-семейный клуб «МалышОК», где обсуждались темы «Возрастные особенности детей раннего возраста», «Адаптация в детском саду»
-круглый стол «Будем знакомы»
-презентации «Что должны уметь дети к 3м годам»
При беседе с родителями, им предлагалось подробно и откровенно рассказать о сложившихся привычках и сформировавшихся навыках малыша, его приученности к режиму, питанию, особенностям засыпания и сна, игровым навыкам, умеет ли ребенок вступать в контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками, а также о том, как ласково ребенка называют дома, воспитывают строго или балуют, с чем он играет и умеет ли играть сам. Но практика показала, что не все родители в беседах с воспитателем и педагогом- психологом, раскрывают свои взаимоотношения с детьми, а чаще всего просто скрывают. Происходит это из-за того, что родители либо не хотят, либо затрудняются рассказать о своих впечатлениях, переживаниях.
В октябре месяце, совместно с педагогом-психологом, было проведено родительское собрание «Давайте познакомимся». Родители познакомились с уставом ДОУ, с Образовательной программой, с помещениями учреждения, с возрастными особенностями детей.
Для родителей были подготовлены консультации и стендовая информация о режиме пребывания в детском саду: о санитарно-гигиенических требованиях, примерном меню детского сада, закаливании ребенка, навыках, которые необходимо формировать у детей.
Нами разработаны памятки «Как помочь быстрее привыкнуть к детскому саду», рекомендации, буклеты для родителей. Изготовлены картотеки: «Игры в адаптационный период с детьми 2-3 лет», «Игры – эксперименты с водой», «Пальчиковые игры», которые успешно применяем в своей работе. Также родители были ознакомлены с условиями и режимом группы. Проведена экскурсия по групповым помещениям: где спят дети, играют, умываются, какие есть игрушки, пособия.
Признаком того, что период адаптации завершился, является хорошее физическое и эмоциональное самочувствие: хороший аппетит, нормальное поведение, дома ведет себя обычно, увлеченно играет с игрушками, не капризничает, хорошее настроение, легко просыпается утром, с желанием идет в сад, доброжелательно относится к воспитателю и детям группы, безболезненно расстается утром с родителями, а вечером встречает их с улыбкой. Но, большую работу приходилось проводить с родителями тех детей, которые имеют признаки дезадаптации: отказываются от еды, едят мало, проявляют вялость, капризы даже агрессивность, часто меняется настроение, начинают чаще болеть. В этом случае советовали создать в доме спокойную обстановку, с пониманием относиться к немотивированным капризам малыша, больше гулять с ним, предлагая снять эмоциональное напряжение активными движениями интересной деятельностью.
В 2023-24 учебном году в нашу группу поступило 16 детей в возрасте от 1г3м до 2х лет. Согласно адаптационным листам педагога-психолога, легкая степень адаптации прошла у 56 % детей (9 детей), средняя степень адаптации была у 25% (4 ребенка), тяжелая степень адаптации у 19% (3 ребенка).
В последнее время наметилась тенденция более легкого прохождения адаптации детьми. Степень адаптации в основном, легкая и средняя. Для этого есть определенные мотивы: создание комфортных условий, благоприятной развивающей предметно – пространственной среды, доброжелательное отношение к детям, единство требований к поведению ребенка дома и в детском саду, тесное сотрудничество с родителями и педагогом- психологом.
Это позволяет в дальнейшем судить о правильно построенной работе по организации и проведению адаптации детей к условиям сада. С уверенностью можно сказать, что те условия, которые мы создаем в ходе адаптационного периода, помогут безболезненно приспособиться малышам к новым жизненным условиям и будут способствовать формированию положительного отношения детей и родителей к дошкольному учреждению.






Трудовое воспитание детей дошкольного возраста в практике работы детского сада Емельянова С.Б.
Трудовое воспитание детей дошкольного возраста в практике работы детского сада Емельянова С.Б.
Перспективное планирование по трудовому воспитанию детей 2-3 лет
Перспективное планирование по трудовому воспитанию детей 3-4 лет
Перспективное планирование по трудовому воспитанию детей 4-5 лет
Перспективное планирование по трудовому воспитанию детей 5-6 лет
Перспективное планирование по трудовому воспитанию детей 6-7 лет
Дидактические игры по трудовому воспитанию детей 2-3 лет
Дидактические игры по трудовому воспитанию детей 3-5 лет
Игровые обучающие ситуации по ознакомлению детей с хозяйсьтвенно-бытовым трудом
Картотека трудовой деятельности 2-3 лет
Картотека трудовых поручений детей 3-4 лет
Картотека трудовых поручений 4-5 лет
Картотека трудовых поручений в старшей группе 5-6 лет
Картотека трудовых поручений детей 6-7 лет
Анкеты для родителей "Трудовое воспитание в семье"
Консультация для воспитателей "Планирование трудовой деятельности дошкольников"
Примерный план конспект хозяйственно-бытового труда в средней группе
Диагностический инструментарий по трудовому воспитанию
"ЛЕКОТЕКА — КАК НОВАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ" Эльвира Ивановна Федирко, Учитель-логопед, Высшая квалификационная категория
Дети с ОВЗ имеют социальную дезаптацию, они есть в каждом детском саду, поэтому важно найти новые формы работы с семьями воспитанников. Также и родители этих детей нуждаются в индивидуальной социально - педагогической помощи. Дети у них «особые» и не все из них знают, как правильно общаться с ними дома, играть, объяснять, обучать, боятся сделать что-то не так, думают, прежде всего, о том, чтобы найти новый способ медикаментозного лечения, который может помочь ребенку.
Конечно, они не обделены вниманием педагогов в учреждении: им дают всевозможные консультации, проводят беседы, показывают открытые мероприятия с детьми, но будет ли это действенно по отношению к ребенку? Пока сами родители не окунутся в действие, и не научатся играть, обучая ребенка, результат будет незначительным или не будет вовсе.
Реализуя план модернизации по развитию системы дошкольного образования в г. Норильске на 2023-2025 годы, наш детский сад решает вопрос коррекционной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в форме «Семейной лекотеки». Рассмотрев данную проблему, коллективно обсудили и приняли идею создания такого варианта работы как «Семейная Лекотека».
Само слово «лекотека» (произошло от шведского слова leco- игрушка и греческого theke- хранилище), т.е. Лекотека – помещение, где можно играть и общаться со специалистами.
Таким образом, Лекотека представляет собой предметно-развивающую среду, ориентированную на стимуляцию игровой деятельности, выявление и коррекцию особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья; также организуется естественное взаимодействие ребенка с членами семьи, в процессе которого формируются базовые структуры личности и развитие всех психических процессов.
В начале работы изучили зарубежный и российский опыт, обратились за помощью к реабилитационному центру «Виктория» (который не первый год ведет данную работу с детьми инвалидами), познакомились с нормативными документами и подготовили свою документацию.
Нами были разработали нормативные документы: приказ о функционировании «Семейной Лекотеки», утвердили Положение, Программу, режим работы.
Специалисты «Лекотеки» (педагог - психолог, учитель - логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре) разработали и подготовили рабочую и отчетную документацию: журнал учёта движения детей, табель учёта посещаемости занятий, заявления родителей, результаты обследования специалистами, планы работы специалистов, конспекты совместных тематических мероприятий.
Так как участниками образовательного процесса являются дети, то обязательным условием значится присутствие родителей (законных представителей).
Согласно Положения, на «Лекотеку» принимаются дети от 4 до 8 лет по заявлению родителей, и на основании решения ТПМПК.
При зачислении ребенка в «Семейную Лекотеку» заключается договор. Движение детей в «Лекотеке» (прием и отчисление) может происходить в течение всего учебного года. Режим посещения Лекотеки: гибкий; количество занятий – 1-2 раза в месяц.
В течение совместных занятий детей и родителей проводится 2 диагностических сеанса: 1 при включении ребенка в Лекотеку и в конце учебного года.
Основной целью программы является психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ для социализации, а также создание благоприятных условий для развития личности ребёнка и оказания психолого-педагогической поддержки его семьи.
Задачи «Лекотеки»:
1.Осуществление социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, их родителей (законных представителей).
2.Реализация образовательной программы исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
3.Проведение психопрофилактики и психокоррекции, средствами игры у детей с ограниченными возможностями здоровья.
4.Обучение родителей методам игрового взаимодействия с детьми, оказание помощи в подборе адекватных средств в общении с ребенком.
5. Помощь в личностно-социальном развитии ребенка.
6. Помощь в адаптации семьи к инвалидности или особым образовательным потребностям ребенка, помощь родителям в преодолении психологических проблем.
Организационные формы работы
- консультация -встреча специалиста с родителями, во время которой укрепляется совместное сотрудничество, заполняются сведения о семье и ребенке;
- диагностический игровой сеанс -это совместная игра родителей с ребёнком. Специалист ведёт наблюдение за происходящим, результаты наблюдения фиксируется
- игровые психокоррекционные сеансы;
- терапевтический игровой сеанс - во время сеанса происходит игровое взаимодействие специалиста с ребёнком в присутствии и с участием родителей - изотерапия, сказкотерапия, музыкотерапия и др.;
- специальные упражнения и тренинги (направлены на развитие коммуникативных умений, эмоциональное развитие, взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
- здоровьесберегающие техники (дыхательные техники, двигательные, контактные, специальные профилактические упражнения);
- организованные формы взаимодействия (развлечение, досуг, праздник и др.)
На данный момент посещают занятия 9 семей.
Оценка результативности программы осуществляется путем сопоставления состояния ребенка по всем направлениям работы на начало и по окончании учебного года, выявленного при помощи наблюдения, диагностических проб, опроса родителей. Данные обследования заносятся в формы, позволяющие оценить качественные и количественные изменения в состоянии ребенка и детско-родительского взаимодействия.
Таким образом, можно отметить следующие достижения:
-расширился и активизировался словарь, дети инициативны в общении;
-стабилизировался эмоциональный фон;
-на более высоком уровне проявляются показатели концентрации, устойчивости внимания (ребёнок может выполнять тот или иной вид деятельности в течение 10 минут);
- появилась самостоятельность в игровых ситуациях, и инициатива в игре.
Конечно же, существуют и проблемные аспекты:
- отсутствие воспитанников по причине заболеваемости, в следствии чего нарушается систематичность обучения и закрепление ранее полученных навыков и знаний;
- не все родители понимают необходимость закрепления полученных знаний дома.
Данный опыт работы представлен на различных уровнях:
Обобщение опыта на базе МЦ
печатный Сборник статей «Образование как воспитание и обучение»
Региональная практическая конференция «Твои возможности» в Педагогическом колледже
Для команды специалистов важны позитивные отзывы родителей о работе Лекотеки. За период существования с 1 сентября 2024 года по настоящий момент было проведено несколько видов анкетирования родителей. Анализ анкет показал следующее:
• 100 % родителей отмечают ценность данной работы как новой формы социализации и образования своих детей;
• 82% родителей активно применяют игровые приёмы в домашних условиях и пользуются полученными в Лекотеке методическими рекомендациями;
•100% родителей свидетельствуют об улучшении эмоционального состояния детей с момента посещения Лекотеки; все родителей выказывают желание продолжать посещение Лекотеки.
По прошествии 2 лет ведения такого сотрудничества с родителями в форме «Семейная Лекотека», без сомнения, эффективно способствует повышению родительской активности в вопросах воспитания и обучения детей.
Необходимо вовлекать в коррекционно-развивающую работу семью, обеспечивать заинтересованность родителей в результатах работы, вооружить семью ребенка с ограниченными возможностями здоровья доступными и эффективными средствами организации речевой среды и педагогической помощи в домашних условиях.
Результат и динамики работы по сопровождению семей с детьми с ТНР мы увидим в конце этого учебного года.



